Истина — это не что, а это Кто. По определению, представьте себе, что есть Бог. Что Он источник всего Бытия. Что Он источник того, кто есть человек. В частности, его разум, его интеллект. Всего его. Если есть Бог, следовательно, где же эта твердая основа, на основании которой, на чем мы можем строить и всю свою и рассудочную деятельность, и практическую жизнь? Он, Бог, по определению, только может быть Истиной, если Он есть. Потому что Он, как вечно существующий, Он, как независимый ни от каких ситуаций нашей жизни, истории, вообще ни от чего независимый. А если это Он, по определению, Бог есть Истина. В таком случае, конечно, это Кто, а не что. А это особенно требует размышления и рассуждения тогда, а Кто же это такой, Бог? И каким образом Он может быть тем критерием, абсолютным критерием всех наших идей, всех наших, если хотите, теорий, каким образом это может быть. Бог — это разум. Бог — это справедливость. Христианство сказало: «Нет». «Нет» в каком смысле? «Нет» в том смысле, что, если мы это скажем о Боге, это будет нечто убогое, недостойное, ничтожное. Теперь-то мы можем понять, почему это ничтожно. Разум — компьютер. Справедливость — то же самое. Бог — это не просто разум, это несправедливость и правда. Христианство сказало то, чего никогда в истории человечества, в религиозном сознании не существовало. Бог, оказывается, есть Любовь. Слышите? Бог, оказывается, есть Любовь. Этот безграничный Дух, который не имеет никаких измерений, как и всякий Дух, этот источник всякого Бытия, это Тот, который по определению является Истиной, является Любовью. Причем хотелось бы подчеркнуть: не тот, у которого есть Любовь, не любвеобильное существо, а который Сам и есть Любовь. Бог — это духовное состояние, духовная, если хотите категория. Что этот Дух — вот, кто Он есть. Нет Истины там, где нет Любви. Почему? Если хотите в плане чисто формальном, по определению, если Бог есть Любовь, если Он есть Истина, следовательно — в любых человеческих деяниях, в любых человеческих поступках, в любых импульсах человеческой души, там, где нет Любви, там нет Истины. Такого еще не слыхивали? Истина — это не «что», а «Кто», и этот «Кто» есть Любовь. Вы слышите, нет Истины там, где нет Любви. Правда, Любовь может быть очень разная. Что такое Любовь? О, какой вопрос непростой. Как можно здесь здорово ошибиться, когда мы говорим о Любви. И мы знаем это сплошь и рядом. Это такая же тема, кажется, широкая, глубокая и распространенная, и которая буквально подчас перевертывает наш мир, потому что идет потрясающее искажение самого понятия Любви, о котором говорит Христос. Оказывается, когда христианство говорит о Любви, то оно показывает на примере. Пример кого? Христа. Который, будучи фактическим Владыкой мира, принес себя в жертву ради спасения людей. Знаете, это в высшей степени особая, совершенно особая сторона жизни, о которой практически мы не думаем. Мы обычно думаем, что Любовь — то, что возникает. Неверно. Возникновение — это совсем не то. Это, в лучшем случае, романтика. Говорят, человек-мера всех вещей. Любовь — это ценность, которая приобретается трудом и подвигом. Каким? Борьбы, прежде всего, со своим эгоизмом. Все понимаем, насколько это противоречит Любви. Борьбы со своей неправдой, с ложью, с лицемерием, лукавством, тщеславием и гордыней. Разве любовь невозможна там, где в человеке вот эти все свойства? Всё это противоречит, уничтожает, не дает возникнуть в человеке вот этому высочайшему свойству или качеству, которое именуется Любовью, и которое если приобретается человеком, то действительно делает его поступки истинными, то есть соответствующими той Истине, которую мы именуем Богом. Не сила мысли, не воспитание ума приводит человека, оказывается, к познанию Истины. Нет, нет. А к познанию Истины человека приводит правильная жизнь. Правильная? Если хотите, слово «правильная» означает праведная жизнь. Вот, что приводит. А без понуждения себя, без борьбы со всем тем, что мы называем злом, грехом — как угодно, без очищения души — не просто внешнего поведения, а без очищения души невозможно приобретение вот этой Истины, которая именуется Любовью. Серафим Саровский встречал каждого человека, приходящего к нему, и что чувствовал человек. Он говорил: «Радость ты моя», — и человек ощущал эту Любовь, с которой вдруг к нему, незнакомому человеку, обращаются. И не просто обращаются, а человек чувствовал, что это обращение от всей души, не лицемерие, не светская какая-то привычка, не так, как сейчас мы говорим: «Ой, как я вас люблю». Нет-нет, не об этом идет речь. Мы все находимся, оказывается, вне Истины. Потому что нет в нас самого главного — Любви. Ибо Любовь- это вершина всех добродетелей. Вершина. Которая, возникает, которая созидается, которая растет в человеке по мере очищения его души от эгоизма, от всех страстей, даже от той ужасной суеты, в которой мы, как белка в колесе вращаемся. Бог есть Любовь, чего не знали народы. Знали правду, знали меч, знали справедливого судью, но не Любовь. Любовь и справедливость — вещи совсем разные. Справедливость наказывает, а здесь Любовь. Истина — не рассудочные выводы, не напряжение нашего интеллекта, не доказанные теоремы, да нет, нет. Это Любовь. Где нет Любви — нет Истины. Вот это догма. Вот это положение. О, если бы только люди приняли это! Если б мы только поняли это! И поняли другое — что действительно, если Бог есть Любовь, а Он и является, если хотите, сущностью всего Бытия, следовательно — Он есть основной Закон нашей жизни. Ты хочешь быть счастливым? Ты хочешь себе блага? Соблюдай Закон Любви, ибо это есть Истина, а не что-то другое. Ну, правда же, как это хорошо? Вот она в чем, Истина. О том, что такое Истина, Кто такой Истина? Вот Господь Иисус Христос, Который дал нам, нашему человеческому сознанию в той максимально доступной форме осязать, Кто такой Бог. Потому что дух как можно понять? Вот Он, вот в образе Иисуса Христа, вот Он нам показал, Кто такой Бог. Вот, оказывается, какой Бог. И этот Бог есть действительно Любовь. Он есть Любовь, и что только исполняя этот Закон, мы можем действительно быть счастливыми, мы можем быть справедливыми, мы можем быть блаженными, мы богами можем быть. Вот он, основной закон нашей жизни, вот она где, Истина. "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня" (Ин. 14:6).
В канале Творца!
Свежие комментарии