Зимний цикл праздников Славян посвящен умиранию и нарождению новой жизни. Корочун – образ старого умирающего года, Рождество – нового рождающегося года. Соответственно, первая половина зимнего цикла посвящения почитанию тайных сил и защиты себя от лиха, вторая половина – прославлению нового Солнца, Света и Жизни.
Главнейшими праздниками зимы есть Святки или Коляда, которая длится 12 дней, от 27 декабря по 06 января.ГРУДЕНЬ / ДЕКАБРЬ

04.12. Веста.
Почитание Зари, которая символизирует взаимодействие светлых и темных сил. В этот день славят звездное небо и всех Светлых Богов, почитают Богов Темных. Обряд проводится в доме, отец или старший в роду очищает дом четырьмя стихиями, после чего читается Славба Всем Богам. Дети готовятся в к встрече Деда Мороза, готовят представить ему свои умения и навыки, приобретенные за год.

06.12. Мороз.
День почитания Велеса, как управителя зимними морозами, посему его зовут Дед Мороз. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. Считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, проводить Славбу Велесу.
16.12. Говенье.
Начало строгого 9-дневного говенья (поста) – очищения души и тела. Полный переход на растительное питание.
21.12. Корочун.
Зимнее солнцестояние. В этот день не проводятся никакие особые обряды, считается нужным защитить себя и свой дом от тайных сил Нави, которые гуляют свою последнюю ночь в Яви. Эти знания отобразил в своей повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь, показав, как всякая нечисть пытается навредить человеку. Все свободное время уделяется изучению колядок и подготовке к Рождеству Божича-Коляды. В некоторых краях Славянщины именно в этот день мужчины идут в лес, дабы приготовить Бадняк (трухлявую колоду, которая символизирует старый год).
23.12. Свят Вечер.
Семья накрывает праздничный стол из 12-ти блюд, главным из которых должна быть богатая кутья. Каждое блюдо символизирует собой один месяц, который проявляет какую то часть Бога. Вспомним сказку «Двенадцать месяцев», где все месяцы предстают, как живые личности. Это день почитания творца Вселенной – Отца Сварога, посему проводятся Славбы Сварогу и обряды, повторяющие творение мироздания. Таким обрядом является символическое опахивание снега или пространства вокруг родового дома. Вечером весь род садится за праздничный стол, старейшина читает молитву Сварогу и прославляет Всемирье. После полуночи начинаются колядования – обрядовые славления народившегося зимнего Солнца – Божича. Колядников приглашают в дом, одаривают яствами и деньгами.
24.12. Коляда.
После обеда – Свято Рода Всевышнего, прародителя всего сущего. Женатые дети несут вечерю родителям. Этот день посвящается единению рода. Дети обязательно приходят либо приезжают к своим родителям, если родители уже умерли, обязательно несут угощение на могилу. Ни в коем случае нельзя употреблять хмельное, а в рождественские дни нужно особенно следить за чистотой, чтобы никто из родственников не нарушал святости. Коляда важнейший из рождественских праздников, он знаменует собою преддверие Святок – 12-ти святочных дней, которые начинаются сразу же после дня Великой Матери Лады. В сей день должно прочесть Славбу Роду Всебогу.
25.12. Почитание Великой Матери Лады.
День прославления Матери Лады, великой жены Сварожей, небесной Богородицы, матери всех Родных Богов. В сей день девушки и женщины справляют Славбу Богине Ладе, восславляют её любовь и лад. На капищах кладут требы к кумирам Великой Матери, замужние жены вопрошают о рождении здоровых чад. Также творили поминальные обеды и поминки в храмах (ночью все покойники сходятся в храм, где им читают молитвы волхвы). На Богородицу молодежь проводит большие вечери из продуктов, заработанных колядованием. Заработанные деньги молодежь отдает для общины и храма.
31.12. Щедрый Вечер.
Народное название праздника – Маланка. В отличии от Колядований, в которых берут участие только парни, Маланка – обряд также и девичий. В этот вечер девушки ходят щедровать. Они, как правило, не заходят в дом, а поют песни-щедровки под окнами. Парни в этот день выбирают промеж себя лучшего затейника, переодевают его в женские лохмотья – и он исполняет роль Маланки. Выбирают еще и других персонажей. Выйдя на улицу, начинают шутить. Вдосталь позабавившись, ватага идет в дома господарей, у которых есть дочери на выданье. Входя в дом, парни проводят игры, в ходе которых создают беспорядок в доме. Особенной проворностью отмечается Маланка: она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, посему хозяева предварительно прячут всякую утварь от вредной Маланки. Девицы также рядят свою Маланку и Василя, но щедруют они, не входя в дома, а во дворах и под окнами.
СЕЧЕНЬ / ЯНВАРЬ
01.01. Новый год.
Это праздник посвященный месяцу, который на 9-й день после Коляды переносит Солнце-Сивояра в Иное, дабы новое Солнце-Божич воцарился в мире. В честь Месяца-Велеса готовятся вареники, обрядовое блюдо Нового года. Мальчики и неженатые юноши засевают дома, ознаменовывая рождение новой жизни, при этом произносится обрядовая молитва:
Сею-вею посеваю,
С Новым годом поздравляю.
Сейся-родися жито-пшеница,
Жито-пшеница, всякая пашница.
На счастье, на здоровье, на многие лета
Хозяину, хозяйке, да всему Белому Свету!
06.01. Водосвятие.
На кануне Водосвятия нужно пребывать в строгом говении, готовится голодная кутья. В этот период Солнце находится ближе всего к Земле и начинает яриться, наполняться молодой силой. В этот момент оно влияет на воду – Дану, наполняя её божественной силой. Посему Водосвятье еще называют – Яр-Дана. Утром люди идут к водоемам, чтобы запастись на весь год святой водой, владеющей в это время чудодейственной целебной силой. На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, которые символизируют Солнце. Рядом с крестом стоит престол изо льда обвитый сосновыми ветвями – так называемые «небесные врата».
Волхвы и жрецы освящают Яр-Данскую воду.


14.01. Вещая седмица.
Начало недели, на которой принято гадать на будущее, середина календарной зимы – условное погружение мира во тьму, Навь – где пересекается прошлое и будущее. Проводятся обряды-гадания по погоде, птицам и зверям. В эту неделю должно уделить внимание своей духовной жизни, задуматься о предназначении и его наилучшем исполнении.
20.01. Ведание.
Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью. Волхвы творят святые таинства. Праздник проводится только Духовными проводниками.
ЛЮТЕНЬ / ФЕВРАЛЬ
02.02. Громница, Стреча.
«Встреча» Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в черной полинявшей одежде. Зима – это Богиня Смерти, Мара. Богиня Зимы рьяно борется с Богиней Весны – молодой красивой девушкой, облаченной в зеленые одеяния. На Сретенье люди идут в храм на Славление и несут с собой свечу (после освящения её называют громничной). Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, дабы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили её перед образами и кумирами Богов. Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли «сретенской»). Ее берегли, потому что была она целебной, и применяли против «сглаза», лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, её применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его «не брали» лихие очи. Принесенной освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счастье.
11.02 - 20.02.
Велесов день.
Велесовы святки.
Начало 40-дневного говенья, посвященного встрече Великодня, который придет ровно через 40 дней. Зимний Велес – отец и противник Ярилы, поединок двух Богов, который проходит в этот день символизирует не столько противостояние, сколько инициацию-посвящение Ярилы, который должен войти на царство через 40 дней. Но вместо потепления после Велесового дня, наоборот, крепчают холода, проявляется сила Велеса-Мороза. Посему месяц лютень наши предки называли еще Зимобором, ибо весна начинает активно бороться с зимою, а от того морозы становятся «лютыми». Условно говоря, Велес лютует от того, что теряет свою силу. Завершаются святки 20 февраля, когда опять проводят обряд сшибания рога зимы. 24 марта Велесово время в годовом Коле заканчивается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце).
24.02. Будник (Обретение гнёзд).
Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье.
Богумир МЫКОЛАЕВ
Взято из газеты для славных людей "Вера Предков"
интернет-сайт газеты: http://verapredkov.info
газету можно выписать на почте, индекс 37956
Свежие комментарии